НАЧАЛО

Говорят, что все наши мысли и слова со временем материализуются. Не знаем, насколько это верно, но применительно к юргинскому "Бабьему лету" этот принцип, кажется, сработал и довольно удачно. Хотя начало было довольно банальным - один местный любитель авторской песни затеял провести в городе конкурс исполнителей песен под гитару. Так в маленькой и абсолютно ничем не примечательной Юрге появился первый КСП. Произошло это в 85 году прошлого века, а вышеупомянутого любителя звали Сашей Николаевым (впрочем, его так зовут и до сих пор, несмотря на наличие двух уже взрослых сыновей, а также внучки и внука). Вполне закономерно, что, поездив пару годиков по близ- и далеко лежащим фестивалям, юргинским КСП-шникам захотелось устроить и свой праздник песенной поэзии. В то время был жив комсомол, который с удовольствием поддержал предложенную идею, и было принято решение о проведении в Юрге областного фестиваля самодеятельной песни, который и состоялся в конце мая 1987 года.

 

В одной из местных газет после этого появились слова:

"...В кулуарах ходят слухи, что Юргу выбрали по банальной причине: мол, географически удобно, почти центр региона. Но нет! Главное - не в этом. В Юрге нет "побочных детей" больших городов - панков, попперов, металлистов... Здесь чистейший творческий воздух, здесь любят и пропагандируют авторскую песню...".

("Свет Ильича", № 65 (8115) от 30.05.1987 г.)

Наверное, так оно и было на самом деле. По крайней мере, на последующие фестивали народ собирался с очень большим желанием и удовольствием.

А потом пришла перестройка. И вместе с ней в Юрге появился еще один Саша - тогда еще никому неизвестный выпускник Кемеровского института культуры - Александр Козленя. То время оставило в памяти пустые полки магазинов, талоны на сахар и водку, многомесячную жизнь без зарплаты и прочие прелести судьбоносного для России периода. А эти два Саши учреждают Культурный центр "Владмиръ", ищут средства, спонсоров и снова затевают очередной фестиваль. Директором "Владмиръа" в те нелегкие для фестиваля годы был Евгений Силкин - большой любитель авторской песни и фотоархивист фестиваля.На этот раз время фестиваля меняется - с весны переносится на начало сентября. Вызвано это тем, что у юргинского фестиваля появляется свое название - "Бабье лето", предложенное Володей Бортниковым из Сосновоборска. Было это в 1992 году, после нескольких довольно успешно проведенных фестивалей на юргинской земле. На флаге фестиваля к тому времени уже пять или шесть лет подряд дергал струны гитары черный вороненок - совместное творение Саши Николаева и Андрюши Кухаря, юргинского художника. Позднее вороненок будет несколько модернизирован другими дизайнерами различных КСП, но так и останется символом фестиваля по нынешний день. Вот на тех-то первых юргинских фестивалях и зародилась мысль у местных любителей песен под гитару сделать Юргу своеобразными "Нью-Васюками" - песенной столицей Сибири путем создания на родной земле ежегодных фестивалей авторской песни. И, как показало время, эта мысль вполне обрела свое физическое воплощение, приняв облик "Бабьего лета" - фестиваля, на который каждый год собирается до 5 тысяч зрителей и участников, и который на сегодня получил вполне официальный статус Всероссийского.

ГОСТИ

Организаторы "Бабьего лета" определились для себя сразу: на каждом фестивале обязательно должны присутствовать почетные гости, т.е. кто-нибудь из известных и популярных в бардовской среде личностей. И на первом же "Бабьем лете" в 1992 году Никольские скалы на Томи впервые услышали про то, как "Моя девочка спит..." лично от Сергея Косыгина и "Чуть позвякивает чайничком..." от Николая Старченкова. Позднее Николай напишет песню "Бабье лето", посвященную юргинскому фестивалю, да такую, что она станет его постоянным лейтмотивом, если не сказать - гимном.

А следующий, 1993 год принес очень приятную неожиданность юргинцам: каким-то абсолютно непонятным образом сотрудники "Владмиръа" умудрились привезти в Юргу самого Булата Шалвовича. По этому поводу в "Комсомольской правде" даже появилась статья, с легким недоумением размышлявшая - чем же смогли прельстить юргинцы одного из основных родоначальников авторской песни, который довольно давно никуда не выезжал из столицы и раз за разом отказывался от многих подобных предложений? Но факт есть факт: Булат Окуджава дает довольно продолжительный концерт для жителей Юрги и в Топках, что рядом с Кемеровом. На фестивальную поляну, правда, он не попал по весьма уважительной причине - его здоровье, увы, в то время уже не позволяло очень многого. Впрочем, это не очень омрачило настроение фестивальной поляны, с упоением распевающую про туман и запах тайги вместе с Юрием Кукиным, который, кстати говоря, появился здесь не в первый и далеко не в последний раз. Через несколько лет, в одно из очередных своих посещений "Бабьего лета", он назовет фестиваль "умным и интеллигентным", а Юрий Лорес тот же фестиваль в 1995 году назовет "умным и чистоплотным".

И пошла-поехала фестивальная поляна по времени и пространству Юргинского района, радостно встречая новых гостей. С.Никитин и В.Туриянский, Л.Сергеев и О.Митяев, А.Тальковский, А.Дулов, В.Луферов, трио им. В.Грушина, Р.Нурмухаметова и Н.Нелюбова - перечислить всех просто может не хватить памяти, тем более, что многие посещали Юргу неоднократно - видимо, по душе им пришелся этот городок, умеющий оказать теплый прием и умеющий внимательно слушать все, что пытались сказать со сцены выступающие. Причем свою деятельность "Владмиръ" не прекращал и в промежутках между фестивалями. Он устраивал встречи жителей Юрги то с А.Дольским, то с Ю.Сухановым, то с В.Ланцбергом, то с Ю.Кимом, то с братьями Мищуками... Как-то раз привезли даже Мишу Шуфутинского, а затем и самого Александра Яковлевича (для тех, кто не понял о ком идет речь, поясняем: так зовут А.Розенбаума).

НАСТОЯЩЕЕ

Ни на йоту не умаляя роли и заслуг "Владмиръа", все же нужно признать, что фестиваль не смог бы стать таким, каким он стал, если бы не множество помощников из различных городов, беззаветно и бескорыстно на протяжении многих лет помогавших организаторам "Бабьего лета". Тем более что по воле судьбы Саше Козлене пришлось переехать из Юрги в Томск, тем самым вызвав реакцию некоторых из томских СМИ, поспешивших объявить "Бабье лето" томским фестивалем.

Разрослось, распелось "Бабье лето", да так громко и весело, что услышали его и в белокаменной, в коридорах власти. Два года подряд даже средства кое-какие на него выделялись, правда не дошли они до "Бабьего лета", как это частенько у нас бывает, затерялись где-то на длинной дороге от Москвы до Кузбасса. Да и забот по организации прибавилось ой сколько! Потому-то и пришлось по осени 2003 года создать в Юрге специальную организацию, которая бы занималась подготовкой к фестивалю. Ее так и назвали: Культурный центр Всероссийского фестиваля авторской песни "Бабье лето". Инициатором создания и первым директором центра стал кемеровчанин Николай Смольский - человек, бесконечно преданный идеалам авторской песни, член Всероссийского Совета КСП при ЦК ВЛКСМ от Западно-Сибирского региона с 1986 года, организатор большинства городских и региональных фестивалей, в том числе и "Бабьего лета" наравне с А.Николаевым и А.Козленей. К сожалению, Николая уже нет с нами - 15 июня 2004 года его сердце остановилось.

Но "Бабье лето" живет, ненавязчиво напоминая о себе жителям не только Юрги но и близлежащих городов. В конце декабря каждый год проводится "Новогодний снеговей" - своеобразный мини-фестиваль, праздник авторской песни. На него организаторы собирают лауреатов прошедшего накануне "Бабьего лета".

БУДУЩЕЕ

Что ждет фестиваль в будущем - загадывать не будем. Очень отрадно, что побывавшие на нем советуют начинающим и пока неизвестным авторам и исполнителям: "Если хочешь, чтобы тебя услышали и заметили, приезжай на "Бабье лето". Действительно, фестиваль стал стартовой площадкой для многих авторов и исполнителей. Есть и те, кто впоследствии стал лауреатом Грушинского фестиваля (И.Орищенко, К.Мыльцев, Р.Ланкин, прекраснейший дуэт И.Абушаевой и М.Томиловой). А широко известный ныне Сергей Матвеенко в свое время не пропускал ни одного юргинского фестиваля, начиная с самого первого, еще до того, как "Бабье лето" обрело свое нынешнее название. Кстати, идея вороненка с гитарой - символа фестиваля - родилась благодаря именно его песне.

 

Остается только добавить, что следующий, XXII-й фестиваль состоится с 16 по 18 августа 2013 года, в предпоследние выходные августа.

Связаться с организаторами можно по тел. (8-38451) 5-46-81.