Анастасия Кинева
«Резононс»
№ 89
23 августа 2006 г.

«Работа для мэтров»

Погода прекрасная, не в пример вчерашней. «Мы ее привезли», - шутят гости фестиваля. Ночка у них была ой-ей-ей: в палатках-то особенно не согреешься! «Как спалось?» - спрашиваю. Девчонки смеются: «А мы впятером в одной палатке ютились. Потому и не мерзли: в тесноте да не в обиде!». Веселятся, в голосе волнения никакого, хотя сегодня им предстоит самое важное – предварительное прослушивание и большой конкурсный концерт.

Перед прослушиванием жуткая суматоха. Навстречу мне на бешенной скорости несется парень.

- Не знаешь, тексты песен писать надо? – кричит он уже издали и, не сбавляя ходу, мчится дальше...

 

Конкурсанты спешно оформляют и подают заявки на участие. Мороки с этими заявками!.. Кто-то, скрючившись на пеньке, кладет на колени гитару и на ней заполняет бланк, кто-то в качестве письменного стола использует спину друга, а другой и вовсе умудряется строчить на бегу.

В полдень с главной сцены раздаются громогласные призывы ведущих – начинается концерт представителей регионов. Из-за всеобщей суеты, воцарившейся в лагере с самого утра, слушателей собралось не так уж много. Но они подтягиваются и постепенно образуется толпа.

Исполнители дают настоящий мастер-класс. Один бард сменяет другого. Зрителям удалось прочувствовать масштабы фестиваля: выступают представители Новосибирска, Тюмени, Иркутска и других городов. Удивляет не только широкая география сего мероприятия, но и различные стили исполнения песен. Конечно, большая часть из спетого – это грустные, проникновенные мелодии. Многие посвящены самому необычному времени года – бабьему лету. Но знаменитый бард из Ангарска господин Скороходов все-таки сумел доказать, что с гитарой можно и посмеяться от души. Он исполнил замечательную песню – анекдот под названием «Свинская история», а также песню про то, как папы разных профессий наказывают своих сыновей за «неуд» в дневнике. Зрители не отпускают барда со сцены до тех пор, пока он не обещает им новую встречу.

Среди выступающих много женщин. Ну кто, кроме них, мог так задорно исполнить детские песенки! В неистовый восторг привела маленьких слушателей история о крошечном бегемотике.

Толпа у главной сцены растет с каждой минутой. Однако сюда идут не все. Началось предварительное прослушивание участников фестиваля. Они соперничают между собой в разных номинациях.

На одной из полян расположились поклонники бард-рока – конурсанты и болельщики. Знаток авторской песни Евгений Романов, их судья и наставник, принимает от исполнителей заявки и слушает их произведения, которые будут представлены вечером на большом конкурсном концерте. Каждому выступающему он ненавязчиво советует, как можно лучше, эффективнее исполнит ту или иную песню.

По слова Романова, не все авторы пишут строго в стиле бард-рока, не все четко понимают, что это такое.

- Если в песне поется о чем-то светлом, радостном, то это песня чисто бардовская, - объясняет Евгений. – А если «депрессия» - то это уже бард-рок.

Одна юная девушка просто сочинила музыку на слова Зинаиды Гиппиус. Другой – достаточно взрослый – участник представил несколько песен, в том числе блюз.

- Для тех, кто не знает: в блюзе мужчина всегда поет о том, как его бросила женщина, - улыбается публике «строгий» судья.

Выступают и поодиночке, и дуэтом, и даже целыми ансамблями. Кто-то лучше, кто-то хуже. У каждого свой инструмент – это святое! Однако Евгений Романов все равно держит при себе гитару, так сказать, «про запас»: вдруг у кого-нибудь есть все: и слух, и голос, и талант, - а вот гитары нет... Нашелся такой человек! «Гарный хлопец» по имени Саша. Он не в первый раз «фестивалит», поэтому Евгений вспомнил его без труда. У Саши своя, незабываемая манера исполнения, музыка оригинальная и стихи необычные. Евгений шепнул мне на ушко, что именно этот разухабистый и шальной парень - главный претендент на победу в его номинации, а напоследок вздохнул с сожалением:

- Хороших авторов сейчас много, а вот исполнителей...

Конкурсанты стараются песть как можно громче, чтобы «перекрыть» других исполнителей, выступающих на главной и малой сценах, на соседних полянах. Неподалеку устроились любители военной песни. Около штабной палатки бардов принимает молчаливый и серьезный Сергей Матвеенко, еще один мэтр авторской песни. У его подопечных репертуар широкий. Одна исполнительница сумела вышибить слезу даже у самых скровых слушателей, вдохновенно исполнив душещипательную песнь о любви. Квартет, «вооружившись» двумя гитарами и балалайкой, пробренчал пару развеселых песен.

Многие участники фестиваля, пройдя прослушивание, гитару из рук не выпускают. Усевшись на пеньке, они, окруженные публикой, продолжают тренироваться, готовятся к предстоящему концерту.

И этот час настал!

 Анастасия Кинева
«Резононс»
№ 89
23 августа 2006 г.