Лариса Ерофеева
г.Томск

"Вот еще один август позади..."

Август на самом деле, можно сказать, кончился, а с ним и наше короткое сибирское лето. И "Бабье лето" тоже прошло. Нет, сентябрь еще, безумно хочется верить, порадует нас теплыми солнечными деньками, полноценным "бабьим летом". А вот фестиваль авторской песни под тем же названием действительно позади, уже в одиннадцатый раз. Последние несколько лет в конце августа под Юргой собирается порядка 2,5 - 3 тысяч любителей бардовской песни, не стал исключением и нынешний год. На фестиваль люди едут не только из соседних Кемерова, Томска, Северска, Новосибирска, но и из более отдаленных городов и весей.

Если сложить все города, участники и гости из которых приезжали на фестиваль за 11 лет, то сумма перевалит за 200. А если соединить эти точки на карте, получится цепочка от Камчатки до Калиниграда и от Магадана до Ташкента. Приезжают и иностранцы. Люди едут и других послушать, и "себя показать". В этом году на прослушивании было представлено порядка 200 человек. Компетентное жюри выбрало среди них 50 лучших, которые стали участниками конкурсного концерта. По его итогам грамотами были поощерены два дуэта - авторский и исполнительский, трое участников стали дипломантами. Лауреатство завоевала Яна Стахеева из Томска, а гран-при - отличную гитару - получила Екатерина Криницына, г.Омск. Кроме того, работали региональная и детская площадки. Все юные исполнители получили памятные призы. Были и почетные гости, давно снискавшие популярность в мире авторской песни.

А теперь немного о грустном. Среди трех тысяч гостей и участников "Бабьего лета" едва ли половина приехала действительно петь или слушать песни. Остальные собрались отдохнуть, потусоваться, напиться - последних, к сожалению, просто подавляющее большинство. Отсюда - всевозможные эксцессы. Такие, как гремящая из магнитофона музыка, которая не дает возможности поблизости петь песни у костра. Воровство, драки, даже прямо перед сценой с выступающими (без этого, кстати, не обошелся ни один фестиваль за последние пять лет). Спиртное, продающееся в огромных количествах прямо на поляне, немало этому способствует. Безобразия продолжаются с тех пор, как "Бабье лето" перестало быть местом встречи узкого круга истинных ценителей бардовской песни, а стало массовым фестивалем.

Такая обстановка стала одной из причин, по которой томский клуб самодеятельной песни "Пьеро", который в течение ряда лет организовывал на фестивале "Томский перекресток" - сцену для выступления томичей - ушел с фестиваля, организовав свой, альтернативный. Уже второй год он проходит под Томском параллельно с "Бабьим летом". По рассказам очевидцев, туда съезжается сейчас около 300 человек. Нет сцены, песни исполняются около костра, вокруг которого стоят скамейки. Нет микрофонов, идет живой звук. Нет ориентации на соло - большинство песен знакомы собрашимся и исполняются хором, что создает атмосферу эмоционального подъема. Нет торговых точек. Нет "случайных" людей, которыми изобилует сейчас большой фестиваль. Все это замечательно. Вот только "Бабье лето" в свои первые годы тоже было таким. Смогут ли организаторы сохранить такую обстановку, если фестиваль будет разрастаться? Правы ли они, сознательно пойдя на раскол в бардовском движении? Ведь многие настоящие поклонники авторской песни теперь разрываются между этими фестивалями, поскольку достойных исполнителей и хороших песен много и тут, и там. А может, настоящий фестиваль авторской песни обречен быть камерным? Но как же тогда Грушинский фестиваль, на который собирается более 10 тысяч человек, но где нет такого беспорядка? Словом, вопросов больше, чем ответов. И определенные ответы в состоянии дать только один бесстрастный судья - время.

Лариса ЕРОФЕЕВА
г.Томск
"Новое время"
(29.08.2002)