Л.Скоринова
"Свет Ильича"
№ 65 (8115)
30 мая 1987 г.

Адреса друзей

Заметки с областного фестиваля

самодеятельной песни

Как уже сообщалось, 23 - 24 мая Юрга стала центром проведения областного фестиваля самодеятельной песни, который, к обшей радости, перерос запланированные рамки: желание принять в нем участие изъявили не только кузбассовцы, но и гости из Томска и Новосибирска, Владивостока и Ленинграда, Красноярска и Павлодара, Норильска и Караганды, Омска и Барнаула...

 

Настоящий выпуск молодежной страницы полностью посвящен этому событию.

Большая маленькая сцена

Что-то необычное происходит в последнее время с самодеятельной песней: она звучит все громче, явственней, ей становится тесно на "малой" сцене - свидетельство тому последний всесоюзный фестиваль в Саратове, передачи Центрального телевидения и Всесоюзного радио с участием самодеятельных авторов, фестивали самодеятельной песни, совсем недавно прошедшие в старинном русском городе Владимире, в Ленинграде. Сейчас, пожалуй, трудно найти у нас в стране город, где не было бы клуба самодеятельной песни. Два года назад такой клуб был создан и в Юрге. Тогда, в первые дни существования клуба, ни его руководитель - Александр Николаев, ни его члены даже не подозревали, что рождение юргинского КСП станет первым шагом к столь представительному фестивалю самодеятельной песни, что состоялся в нашем городе на днях. Позднее юргинцы сделали и другие шаги: организовали и провели конкурсы "Солист с гитарой", установили творческие связи с клубами самодеятельной песни "Пьеро" (Томск), "Омега" (Новосибирск), "Гренада" (Кемерово), "Бекар" (Междуреченск), клубом песенной поэзии "Среда" (Новокузнецк)... Здесь, на фестивале, представители этих клубов встретились как давние друзья. И в дальнейшем ни дождь, ни холод, ни некоторые организационные неувязки не повляли на приподнятую дружескую атмосферу фестиваля: преимущества свободного обмена песнями, общения на языке гитары с лихвой перекрывали недостатки.

(Из сообщения пресс-центра фестиваля: "В кулуарах ходят слухи, что Юргу выбрали по банальной причине: мол, географически удобно, почти центр региона. Но нет! Главное - не в этом. В Юрге нет "побочных детей" больших городов - панков, попперов, металлистов... Здесь чистейший творческий воздух, здесь любят и пропагандируют авторскую песню..." А. ЗВЯГИН)

А в перерывах между конкурсными концертами и прослушиваниями были споры. Что представляет собой сегодня самодеятельная песня? Нужна ли ей большая сцена, ей, простой, доступной, обращенной прямо к слушателю, звучащей в походах и у костра, в дружеском кругу, ей, без труда ломающей все воображаемые стены, идушей от сердца к сердцу и сразу находящей адреса друзей?.. В последнем вопросе мнения совпали.

Предоставим слово почетному гостю фестиваля, автору и исполнителю любимых многими песен - инженеру электронно-вычислительных машин из Новокузнецка Сергею Матвеенко: "Авторской песне необходима большая сцена уже хотя бы потому, что талантливые, содержательные песни, которые прозвучали и еще прозвучат здесь, на фестивале. а также на фестивалях, подобных нашему, не доходят до широкого круга слушателей и исполнителей. Они распространяются и замыкаются в своих регионах. Мы знаем, как развивается авторская песня у нас в области, в соседних областях - и только. А что происходит в этом направлении на Украине, в Москве, в других местах, остается загадкой. Нужны всесоюзные конкурсы самодеятельной песни, доступ на них должен быть открыт всем талантам. Удручает тот факт, что на всесоюзном фестивале в Саратове присутствовал протекционизм: многие сильные авторы, участвовавшие в нем, лауреатами не стали...".

Пожалуй, последнее высказывание Сергея весьма спорно. Самодеятельную песню трудно оценить объективно. Она всегда индивидуальна, переполнена настроением. Одна и та же авторская песня у кого-то отзовется в душе. у кого-то - нет. Стоит ли в своих оценках придерживаться принципа: "Не нравится мне, значит - серость"?

Дебюты и овации

(Из сообщения пресс-центра фестиваля: "Из солнечного Казахстана, с восточного берега Иртыша примчались гости фестиваля - павлодарцы. На перекладных, пешком, в грязном тепловозе добирались они под сибирский дождь. И... успели. Емельян Емелин никак не ожидал такого поворота: согласитесь, сталевару от горячей печи да в майские холода - памятное событие. Запомнится встреча с Юргой и друзьям Емельяна - педагогу Гайдару Саркыншакову, девятикласснице Элине Лавриненко - дебютантке фестиваля". А. ЗВЯГИН)

Юргинский фестиваль был богат дебютами. Правда, здесь необходима оговорка. Далеко не все из претендовавших на дебют, прошли конкурсное прослушивание. Компетентное, серьезное жюри под председательством заведующего кафедрой эстрадного искусства Кемеровского государственного института культуры Николая Смольского вело строгий отбор. Члены жюри внимательно вслушивались не только в то, как поют, но и в то, о чем поют, и все подражательное, сухое, невыразительное отметали сразу. Благодаря этому в конкурсных концертах практически не прозвучали ремесленные, "проходные", бессодержательные песни - из тех, что портят вкус.

В числе дебютантов областного фестиваля были и члены юргинского клуба самодеятельной песни - Людмила Королева (конкурс авторов), Наталья Сапрыкина, Анжела Рыжова и Снежана Колузанова, Константин Шафранов, Александр Замашанский (конкурс исполнителей). Дебют Натальи Сапрыкиной прошел успешно: вместе с руководителем клуба Александром Николаевым они завоевали звания лауреатов фестиваля.

Александр Капустин, Александр Артемьев, Игорь Гнедь и еще несколько молодых преподавателей и студентов Кемеровского государственного университета представляли на фестивале родившийся всего несколько месяцев назад университетский клуб авторской песни "Эксперимент". Членов клуба объединяет общая цель: собирание и пропаганда сибирской самодеятельной песни.

Были на фестивале и свои открытия. Например, школьница из Павлодара Элина Лавриненко. На заключительном концерте лауреатов во дворце культуры "Победа" зрители вызывали Элину на сцену несколько раз.

Аксиома: если человек много чувствует, он неизбежно много думает. Элина умеет глубоко чувствовать. Ее песни-новеллы, на первый взгляд, не представляют ничего особенного: спокойные, разговорные интонации, тихий голос, "тихая" тема... А прозвучал последний аккорд - удивляешься, как много автор успел сказать и как тонко, иронично, по-взрослому. Где, когда, каким образом пятнадцатилетний человек мог накопить такой богатый нравственный опыт?

И, конечно, много оваций выпало на долю почетных гостей фестиваля: новокузнечан Сергея Матвеенко, Валерия Червякова - начальника участка взрывных работ Кузнецкого металлургического комбината, томичей - популярных в нашем регионе авторов и исполнителей самодеятельной песни Федора Горковенко и Игоря Иванова. Их песни поют в Барнауле и Челябинске, Красноярске и Новосибирске, Кемерове и Томске. Их песни распространяют в магнитофонных записях и рукописях. О чем они? О подавленных желаниях и несбывшихся надеждах, о том, что пережито и передумано. Чего не обрели их песни - так это обывательского благополучия. И у каждого - своя исполнительская манера, неповторимая интонация.

Особенно выстраданны, исповедальны песни тридцатишестилетнего Валерия Червякова:

Наконец, наконец что задумал,

Исполню я,

Пусть меня поджидает

На этом пути

Райских кущ медоточие

Иль преисподняя -

Я прорвусь...

Песни Матвеенко - порой философские, напряженные, как готовая лопнуть струна, порой дерзкие, шокирующие. Кто из кузбасских любителей самодеятельной песни не слышал его "Автопортрет":

Так будьте знакомы с нахалом:

Я плохо владею вокалом,

Слагаю не пушкинским слогом,

И не разбираюсь во многом...

Все это, как и в творчестве бардов вообще, пусть не очень профессионально, но вполне искренне. Поэтому и тянутся люди к авторской песне, что нужен им такой вот откровенный разговор о том, что происходит вокруг.

Разбудить колокольчик...

На днях по Всесоюзному радио прозвучала передача "Песня, гитара и я" - о фестивале самодеятельной песни во Владимире. Кто-то из участников этого фестиваля в своем интервью корреспонденту радио очень образно выразился: "В каждом человеке прячется маленький колокольчик. Если его осторожно встряхнуть, он ответит - может быть, неумело, но честно..."

Гитара Александра Николаева, руководителя юргинского КСП, помогла разбудить этот таинственный колокольчик в душах многих поклонников авторской песни. Практически на пустом месте создавал он два года назад городской клуб самодеятельной песни. Сегодня клуб объединяет уже более трех десятков человек (для маленькой Юрги это не так мало). Удивляться тут нечему: просто Николаев - абсолютно контактный человек. Нет ничего удивительного в том, что именно ему принадлежала идея о проведении в Юрге областного фестиваля самодеятельной песни.

Идею поддержали в обкоме ВЛКСМ, загорелись ею и в городском комитете комсомола. А результат - вот он, налицо: более ста пятидесяти авторов и исполнителей - известных, очень известных и совсем незнакомых - приехали к нам на фестиваль.

И тут Николаев вносит уже новое предложение: сделать Юргу базовым городом для проведения областных и зональных фестивалей самодеятельной песни. Гостям предложение понравилось, а в том, что Александр его реализует, никто не усомнился: этому человеку верят, на него надеются.

У Николаева богатый исполнительский опыт: он участвовал в фестивалях разного ранга, в том числе - во во всероссийском фестивале самодеятельной туристской песни. В 1981 году по путевке ЦК ВЛКСМ побывал в концертной поездке по БАМу. В его репертуаре - песни Розенбаума и Дольского, Митяева и Никитина, Кима и Матвеенко, Суханова и Визбора.

В юргинском КСП к песенному творчеству Юрия Визбора отношение особое. Ни одно из выступлений членов клуба не обходится без его песен о горах и дорогах, морях и океанах, флибустьерах и геологах, о любви и ненависти - о жизни. Видно, дорого и длизко ребятам "визборовское" начало, его добрый, чуть ироничный взгляд на мир.

- Я понимаю, - говорит Александр Николаев, - для того, чтобы укрепить авторитет клуба, нам нужны свои, "доморощенные" авторы. Но мы еше до этого не доросли. Кое-кто из ребят пишет песни, пишу их и я, но выносить это на большую аудиторию пока рано. И вообще, чтобы выступать со своими песнями публично, нужно набраться мужества, поскольку авторская песня - это откровение, самораскрытие, это поступок. Почему? Да потому что вокруг не так уж мало скучных людей, потребителей чужого оптимизма, их трудно удивить или обрадовать, но легко раздражить. Страшно удариться о такую стену...

Что ж, пожелаем Александру Николаеву, его настоящим и будущим друзьям по КСП удачи. Она придет обязательно, так как для этого у клуба есть все: мечты, таланты, благодарные слушатели. И еще хочется верить, что состоявшийся фестиваль помог юргинскому КСП занять прочное место на творческой карте Кузбасса.

Л.Скоринова
"Свет Ильича"
№ 65 (8115)
30 мая 1987 г.